Sari ([info]sari_s) wrote,
@ 2008-06-18 10:38:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current mood:working
Entry tags:Образование, Размышлизм

О школьном образовании - теперь мое мнение

Примерно с неделю назад мой муж  выставил в Журнале пост о реформе школьного образования.
У меня тогда не было возможности (времени) там комментировать. Поэтому свой, отдельный взгляд на тему, я выкладываю сейчас, очень коротко, отдельным постом.
Прежде всего, я согласна практически со всем там сказанным. Система образования должна быть приватизирована и конкурентоспособна. Школы должны быть разные - специализированные, с уклонами и профессиональные. Пусть будет больше специализаций, хороших и разных. С опцией обучения 6, 9 или 12 лет - после окончания каждой ступени - получай документ. С системой ваучеров и определением рейтингов по результатам экзаменов у выпускников.
Но - ШКОЛЫ! Не ИНТЕРНАТЫ!
Потому что при слове "Интернат" мне вспоминается школа Джейн Эйр - с тюремным режимом, холодными обливаниями и строгими надзирательницами, но зато выпускающая квалифицированных гувернанток, умеющих вышивать и вязать и знающих немецкий с французским. Мне приходят в голову Республика ШКИД Леньки Пантелеева и трудовая детская коммуна Антона Макаренко. Меня бросает в жар от ассоциации с "детскими домами" времен Палестинского ишува 20-30-ых годов - с их системой коллективного воспитания молодых израильтян "нового типа".
Я не поверю, что в интернате можно воспитать детей ЛЮДЬМИ. Даже в интернате дорогом и престижном. У меня до сих пор стоят перед глазами кадры потрясшего меня документального фильма о советской школе-интернате, готовящей сборную Олимпийского резерва, для одаренных детей-спортсменов. Ее воспитанницы, девочки-гимнастки 12-14 лет (чемпионки союзных республик в своей возрастной категории), оторванные от родителей и месяцами находящиеся под жутким давлением и круглосуточным прессом, выглядели как морально убитые и физически искалеченные взрослые люди.
И если бы меня в моем детстве родители засунули в самый продвинутый интернат, то даже будучи окруженной самыми хорошими детьми (но такого в жизни не бывает - мы знаем) я бы через две недели начала проситься домой, и если бы меня оттуда не забрали, то клянусь, через месяц я бы там повесилась.
Поэтому давайте оставим идею с интернатами коммунистам Кубы и Китая. И пусть в интернатах или заведениях закрытого типа содержатся малолетние преступники, типа падали (другого слова я не могу найти), изнасиловавшей и убившей девочку Маайян Сапир.
В жизни я не пожелала бы нашим детям оказаться на месте Рона Уизли и Гермионы. Даже если бы их преподами в этом замечательном и престижном Хогвардском интернате были Академики волшебства и Магистры-колдуны мирового масштаба.
ВСЕ!

Update: Спросила у дочери, хотела бы она учиться и жить в школе-интернате. Она сказала: "Да" (ей 16 лет). Только вот думается мне, что если она узнает, что там ее будут кормить салатами с хумусом и тхиной, а также питой с лебане, то она быстро вернется домой:))
 


(Post a new comment)


[info]pavel_slob
2008-06-18 08:45 am UTC (link)
Согласен с вами полностью.
У меня есть опыт сравнения нашей школы и то. как здесь дочка учиться в гимназии.
Разница огромна. Все зависит от нее самой, никто тебя заставлять не будет, учишься хорошо? - прекрасно! На тебе еще больше! Не учишься - твои трудности, уходи!
Могу говорить очень много о преимуществах и тех же недостатках, но остановлюсь на одном моменте.
Уже с пятого класса детей приучают самостоятельно работать с информацией. Просто напросто по различным предметам задают рефераты с определенным объемом, вопросами, которые должны быть освещены, и так далее, дают несколько недель и потом собирают. Дчка последний реферат писала по географии, времени было 5 недель. Перелопатила все доступные энциклопедии в интернете и в книжном шкафу. И сдав реферат она преобрела бесценный опыт работы с информацией. Нет того тупого заучивания, забивания головы ненужными знаниями, зато есть опыт работы с информацией. Если есть вопрос, то куда важнее где отыскать ответ на него, как найти нужную информацию в гигантском потоке оной, чем копаться в голове и вспоминать, что это было выучено и что по этому поводу говориться.
В современном мире куда важнее уметь работать и обрабатывать информацию, чем заучивать ее засоряя голову информационным мусором.

(Reply to this)(Thread)


[info]sari_s
2008-06-18 05:50 pm UTC (link)
Ну пост вообщем-то был был не об Интернете, а об интернатах:-)
Но неважно. Тем, так или иначе касающихся школы, полно, поэтому вопрос об информатике, который Вы подняли, тоже актуален. И я соглашусь с Вами в том, что даже ребенку младших классов важно научиться самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Мне понятна и Ваша гордость за дочку (это чувствуется в Ваших словах:-)
У нас тоже примерно с 4 класса детям задают рефераты на самые разнообразные темы и дают им примерно по месяцу на подготовку. Помню, что в 5 классе дочь самостоятельно собирала материалы на тему "Монархия, диктатура, республика" и в соответствии с выданным планом напечатала целый трактат. Я не вполне уверена, что все 10-11-летние дети ее класса, и она сама в том числе, получили четкое представление о различиях этих форм правления, но поиску информации они научились. Что да, то да.

(Reply to this)(Parent)


[info]nitsa
2008-06-18 08:45 am UTC (link)
У моей бабушки была такая отвратная угроза "Не будешь то - то и то-то , пойдешь в интернат" . Пока ей не дала по мозгам , какая то тетка , к которой бабушка питала уважение.
Интерната я реально боялась . В особенности , полежав как - то в больнице и поняв , что структура у данных организаций одна и та же - тюремная.
Но . При этом , я знаю , что в Израиле , интернат - это иногда реальное решение проблемы . Знаю детей из одной многодетной семьи , которая жила в очень маленькой и тесной квартире , и вот старшие девочки из этой семьи предпочли интернат , объясняя это тем , что там у них будет по крайней мере кровать только для них и больше ни для кого другого .
Знаю , что как бы ужасно не было отлучение детей от семьи и от домашнего уклада , только благодаря интернатам , многие сфарадим выбились в люди. В особенности девочки. Да , они расплачивались за это отчуждением от семьи и ее жизни , но они и получали при этом высокий социальный статус и возможность определенного влияния , а так же возможность выбора для своих детей .
Останься они в семье , многих был забрали из школы еще до страших классов и отправили бы работать нянькой или поломойкой , чтобы зарабатывала деньги одному брату на свадьбу , другому на мусах ... Так в их среде было принято. И возможность получить хорошее образование было у таких детей , только при условии интерната ...

(Reply to this)(Thread)


[info]wolf_gray
2008-06-18 03:42 pm UTC (link)
У нас есть шапочно знакомые с 2-мя дочками. Родители, кстати ашкеназим, но немного туповатые, такие лево-политкорректные долбаки. Девочки спали всю жизнь одна над другой пока старшей не предложили интернат в другом конце страны. Сбежала не задумываясь.

(Reply to this)(Parent)


[info]aviator9298
2008-06-18 08:49 am UTC (link)
Все наши видения какой должна быть хорошая школа, очень умозрительны.
Максимум, что я знаю, что среднее образование которое я получил в очень средней советской школе, на самом деле никакое.
http://aviator9298.livejournal.com/75607.html

(Reply to this)(Thread)


[info]tutbe
2008-06-18 09:06 am UTC (link)
забавно, тут недавно выяснила, что я, учась в одной из самых замухрыжных школ, получила очень хорошее среднее образование. Очень жаль, что я этого раньше не понимала.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aviator9298, 2008-06-18 12:18 pm UTC

[info]sari_s
2008-06-18 06:14 pm UTC (link)
видения ...очень умозрительны
Это понятно. Мы все тут философствуем, мечтаем и спорим и конечно, наши желания и представления об идеале школьного образования далеки от воплощения в жизнь.

В отношении твоих воспоминаний: мне в свое время повезло с 3-4 хорошими учителями, мастерами своего дела, по-моему, это совсем немало:-)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aviator9298, 2008-06-18 07:25 pm UTC

[info]yehudi_yapani
2008-06-18 11:27 am UTC (link)
У меня дочь-наалешница. Много чего есть сказать, но лучше, если это сделает она сама.

(Reply to this)(Thread)


[info]sari_s
2008-06-18 06:00 pm UTC (link)
В моих глазах подростки, которые приняли решение отправиться по программе НААЛЕ, сами, в далекую и незнакомую страну, представляются мне не по возрасту самостоятельными и ответственными.
Мнение Вашей дочки было бы, конечно, очень интересно услышать:-)

(Reply to this)(Parent)


[info]tutbe
2008-06-18 11:44 am UTC (link)
Update:

почему ты в этом так уверена?

(Reply to this)(Thread)


[info]sari_s
2008-06-18 02:13 pm UTC (link)
Если ты про мой апдейт - я на 100% не уверена - насчет хумуса это только предположение. Весьма вероятно, что ей бы очень даже понравилось, она у нас любит быть в окружении друзей.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]tutbe, 2008-06-18 06:41 pm UTC
(no subject) - [info]sari_s, 2008-06-18 07:00 pm UTC
(no subject) - [info]tutbe, 2008-06-18 07:42 pm UTC

[info]lorique
2008-06-18 11:50 am UTC (link)
Согласна. Если ты говоришь, конечно, о детях, а не о 16-18-тилетних.

Обо мне речи нет - я бы в жизни ни в какой интернат не пошла бы! Родители дважды отправляли меня в лагерь на Черном море, и я там ощущала себя как в тюрьме (хотя лагерь был как лагерь, довольно высокого уровня, туда еще болгарских пионеров привозили). А вот дочка моя совем не против интерната - рассказывает мне, как там хорошо. Хотя, я подозреваю, что такая точка зрения у нее сложилось после просмотра какого-то молодежного сериала про такой интернат. Но в любом случае никто ее туда не отдаст :)

Сосед и одноклассник Полинки в этом учебном году идет в интернат где-то в Тверии. Он и его мама взахлеб рассказывают, какие там условия - и права на тракторон дают, и есть возможность учиться в школе полицейских... Его мама надеется на тамошнюю дисциплину - сын у нее не гиперактивный, но очень близко к тому, и у нее уже нет сил на него. И в общем, у меня создается впечатление, что она просто рада он него избавиться под таким благовидным предлогом заботы о нем.

(Reply to this)(Thread)


[info]aviator9298
2008-06-18 11:58 am UTC (link)
Интернат, не интернат, но надо же воспитывать какую-то самостоятельность, ответсвенность, умение решать простые жизненные ситуации без мамы.
Иначе получается, что 18 летние критины в армии, стреляются из-за того, что их на шабат домой не отпустили.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]irina_mic, 2008-06-18 12:00 pm UTC
(no subject) - [info]lorique, 2008-06-18 12:07 pm UTC
(no subject) - [info]aviator9298, 2008-06-18 12:16 pm UTC

[info]sari_s
2008-06-18 02:22 pm UTC (link)
Да, конечно, я говорю исключительно о детях лет до 15 скажем. В 15-16 они уже сами могут решить, подохдет ли мы им житье-бытье в условиях интерната или нет.
И конечно, есть особые случаи, где для детей было бы просто избавление, если бы из условий, в которых они растут и живут, их перевели бы в более благоприятную по сравнению с их семьями среду.
Насчет твоей знакомой - есть и такие типусы родителей, которые попросту устали от каждодневных проблем со своими детьми. Сомневаюсь только, что можно рассчитывать на то, что чужие дяти и тети исправят/изменят твоего сына и смогут добиться результатов, которые ей хотелось бы увидеть.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lorique, 2008-06-18 06:31 pm UTC
(no subject) - [info]sari_s, 2008-06-18 07:24 pm UTC
(no subject) - [info]lorique, 2008-06-18 07:42 pm UTC
(no subject) - [info]lorique, 2008-06-18 06:40 pm UTC
(no subject) - [info]sari_s, 2008-06-18 07:06 pm UTC

[info]irina_mic
2008-06-18 11:56 am UTC (link)
я не вижу ничего ужасного в жизни в интернатах,при условии что они хорошие:там есть хорошие условия для проживания ,а также хорошие учителя и воспитатели.
так получилось,что я ,с 14 лет жила в школе-интернате в Швейцарии (что то похожее на пансион для благородных девиц),мои родители работали по приглашениюв Швейцарии ,были заняты целый день,мое проживание в такой школе-интернате был неплохим выходом на то время,на выходные нас развозили к родителям.так я провела 2 года.

опять же интернат интернату рознь .

(Reply to this)(Thread)


[info]sari_s
2008-06-18 02:27 pm UTC (link)
Вполне верю, что есть дети (подростки), которые в условиях интерната чувствовали бы себя комфортно. Опять же как вы говорите, "интернат интернату рознь"

(Reply to this)(Parent)


[info]jaljustrelka
2008-06-18 01:38 pm UTC (link)
Ох не знаю, Сари, не знаю...
Когда мой сын пошёл в 1 класс в 1994 году через пол-года у меня поменялось отношение к интернатам... Поменялось исключительно из-за родителей, которых видела каждый день...
Некоторым детям интернат показался бы раем и выходом... как не прискорбно...

(Reply to this)(Thread)


[info]sari_s
2008-06-18 06:02 pm UTC (link)
Я могу себе этих детей и этих родителей представить..

(Reply to this)(Parent)


[info]tanager
2008-06-18 01:55 pm UTC (link)
платное общее образование, значить? Узнаю либертарьянцев по полету :)

(Reply to this)(Thread)


[info]aviator9298
2008-06-18 02:01 pm UTC (link)
Медицина у нас тоже платная, %5 от зарплаты на неё идёт.
Но она не стала от этого менее доступная.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]wolf_gray, 2008-06-18 03:36 pm UTC
(no subject) - [info]tutbe, 2008-06-18 09:25 pm UTC
(no subject) - [info]wolf_gray, 2008-06-19 04:10 am UTC
(no subject) - [info]tanager, 2008-06-18 03:40 pm UTC
(no subject) - [info]tutbe, 2008-06-18 09:21 pm UTC
про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли?
[info]wolf_gray
2008-06-18 03:32 pm UTC (link)
Мы платим налоги. Раза в 2 больше чем в Канаде. Ну вот я и хочу ими распоряжаться. Для этого у каждого родителя будет ваучер и он позаботится, чтобы этот ваучер (дающий школе право на получение субсидий из наших налогов) попал вместе с его ребёнком в достойную школу. В нормальном государстве, налогов будет меньше раз в 10 и люди будут сами выбирать какое образование своим детям купить. А не министр (קבלן קולות) с тремя классами и двумя коридорами церковно-приходской школы.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tanager, 2008-06-18 03:39 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]wolf_gray, 2008-06-18 03:50 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tanager, 2008-06-18 04:39 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]wolf_gray, 2008-06-18 07:04 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tanager, 2008-06-18 04:39 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]wolf_gray, 2008-06-18 07:17 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tanager, 2008-06-18 07:19 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]wolf_gray, 2008-06-18 07:23 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tanager, 2008-06-18 07:25 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tutbe, 2008-06-18 07:50 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tanager, 2008-06-18 07:53 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tutbe, 2008-06-18 09:20 pm UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]wolf_gray, 2008-06-19 03:56 am UTC
Re: про микро-автомашины за $37,000 Вы уже забыли? - [info]tutbe, 2008-06-19 04:41 am UTC
без злорадства - [info]wolf_gray, 2008-06-19 05:14 am UTC
Re: без злорадства - [info]bjashka_06, 2008-06-19 05:30 am UTC
Re: без злорадства - [info]wolf_gray, 2008-06-19 11:56 am UTC
Re: без злорадства - [info]tutbe, 2008-06-19 05:48 am UTC
Re: без злорадства - [info]wolf_gray, 2008-06-19 11:54 am UTC
Re: без злорадства - [info]tutbe, 2008-06-19 07:45 pm UTC
Re: без злорадства - [info]wolf_gray, 2008-06-20 04:35 am UTC
надо же, дедушка Ленин просто отдыхает - [info]tutbe, 2008-06-18 07:49 pm UTC
подумайте о детях - [info]wolf_gray, 2008-06-19 04:06 am UTC
(no subject) - [info]tutbe, 2008-06-19 04:37 am UTC

[info]jelnovar
2008-06-18 04:40 pm UTC (link)
+1

(Reply to this)


[info]rainmaker_il
2008-06-18 06:10 pm UTC (link)
А вот и дочь-наалешница yehudi yapani. Я третий год учусь в интернате и заканчиваю школу.
В общем-то, я согласна, только, на мой взгляд, краски немного сгущены. Я говорю с точки зрения наалешницы, а это особая категория интернатчиков. Есть большая разница между наалешниками и обычными учащимися интернатов. Для них интернат - развлечение, для нас - дом. Им проще, ведь они чуть ли не каждые выходные видят своих родителей. Те, кто содержатся в интернатах, это, как правило, дети из неблагополучных семей, действительно сброд. То, что вытворяют они, никогда не позволят сделать наалешникам. И если Вы отправите Вашу дочь в интернат, то попадет она именно в израильскую группу, так что и не думайте никого никуда отправлять.
А нас интернат сплотил. Были и депрессии, и коллективные истерики "хочу домой", и куча счастливых моментов. Чувства смешанные. Скажу только, что еще три года я бы не выдержала. Забор с колючей проволокой очень давит на психику.

(Reply to this)(Thread)


[info]sari_s
2008-06-18 06:55 pm UTC (link)
Спасибо тебе за коммент, Марина! Я прочитала последние посты у тебя в журнале "О НААЛЕ" и другие. Ты замечательная. Ты просто молодчина. И у тебя все в жизни будет получаться. Ты взрослый и умный человек! Успехов тебе во всем и удачи!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]rainmaker_il, 2008-06-19 05:38 pm UTC

[info]nosorog17
2008-06-19 09:41 pm UTC (link)
Оба поста весьма достойные!!!
Интересна разница между двумя позициями восприятия. То ли между общественной и личной, глобальной и локальной, а то ли между мужской и женской...
Первая: так-то и так-то для страны и человечества будет лучше, потому-то и потому-то, а детей достойные преподаватели завсегда смогут заинтересовать.
Вторая: бросает в жар от того-то, не поверю тому-то, потому что стоит перед глазами то-то. Ну, может, если детей самих спросить...
А дальше интересно начинается: вторая позиция потихоньку склеивается с первой, как те стороны в ленте Мебиуса. Потому что и Рону и Гарри, если бы их спросили, в интернате было явно не хуже, чем дома. А вот как Гермионе - не знаю. И случай, когда родители отправляют туда ребенка, потому что не могут с ним справиться и в результате ребенку от этого лучше - тоже туда же подходит. Ребенка как бы спросили, он как бы и ответил - поведением...
Спросите и отправьте, если вы вместе этого хотите. Отправили - так потом спросите, и заберите оттуда, если что. Как-то так.
Когда мне в старших классах прислали приглашение в физмат-интернат, подумала и отказалась. Не хотелось, во-первых, ходить в двоечниках среди отборных республиканских талантов, во-вторых, питаться столовской пищей на завтрак, обед и ужин, в-третьих - уезжать от родителей, любимых учителей, одноклассников. А знакомые ребята, которые любили науку гораздо сильнее прочего - поехали и не жалели.

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]sari_s, 2008-06-20 06:13 am UTC

Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…